Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6−11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» разработан и реализуется Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения России на основании перечня поручений Президента России В.В. Путина от 23 февраля 2018 года по итогам встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» и паспорта федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Смоленская область уже имеет положительный опыт реализации проекта, в 2018 году в проекте принял участие 501 школьник, а в 2019 году – 1845 школьников.
Важно, что содержание Проекта «Билет в будущее» ежегодно обновляется с целью соответствия запросам времени и актуальной «повестки дня» на рынке образовательных услуг.
Проект состоит из трех этапов: профориентационной диагностики на цифровой платформе, практических мероприятий в различных форматах, в том числе онлайн, и выдачи индивидуальных рекомендаций по построению образовательной траектории.
В 2020 году создать свои кабинеты на платформе Проекта смогут и школьники, и их родители.
Для того, чтобы стать оператором проекта «Билет в будущее», регионы проходили предварительный квалификационный отбор, направленный на определение соответствия таким требованиям, как наличие опыта участия в чемпионатной линейке «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), наличие площадок с современным оборудованием, формирующим представление школьников о новых и востребованных профессиях, наличие квалифицированных наставников (преподавателей и мастеров производственного обучения), готовых передать свой опыт молодёжи и помочь ребятам с выбором будущей профессии.
Смоленская область прошла такой отбор и получила право реализовать Проект «Билет в будущее» в 2020 году. Координатором определён Региональный сетевой ресурсный центр профессиональной ориентации и жизненной навигации.
Методика проекта основана на навыке свободного выбора: проект не отвечает на вопрос «Кем быть?», а дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами.
Онлайн-диагностика состоит из трех этапов тестирования: «Интересы и профессиональные склонности», «Какими гибкими навыками я обладаю», «Что я знаю о профессиях». Каждый этап приближает участника к пониманию своих интересов, степени готовности к выбору профессионального пути.
В рамках проекта участник может выбрать и посетить три практических профориентационных мероприятия (профессиональные пробы).
В рамках моделирования и проведения профессиональных проб каждый регион страны старается представить те компетенции, которые особенно важны для развития экономики субъекта. Так, в Смоленской области, по согласованию с региональным Департаментом экономического развития, определён следующий перечень актуальных компетенций, по которым школьники будут проходить профессиональные пробы:
1. Электромонтаж;
2. Электроника;
3. Предпринимательство;
4. Лабораторный химический анализ;
5. Эксплуатация сельскохозяйственных машин;
6. Дошкольное воспитание;
7. Преподавание в младших классах;
8. Дизайн интерьера;
9. Визаж и стилистика;
10. Архитектура;
11. Геодезия;
12. Кирпичная кладка;
13. Малярные и декоративные работы;
14. Облицовка плиткой;
15. Сантехника и отопление;
16. Столярное дело;
17. Туризм;
18. Поварское дело;
19. Парикмахерское искусство;
20. Технологии композитов;
21. Сетевое и системное администрирование;
22. Веб-дизайн и разработка;
23. Программные решения для бизнеса;
24. Машинное обучение и большие данные;
25. ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С: Предприятие 8»;
26. Разработка мобильных приложений;
27. Технологии моды;
28. Сварочные технологии;
29. Токарные работы на станках с ЧПУ;
30. Фрезерные работы на станках с ЧПУ.
Участие в данных пробах поможет ребятам лучше познакомиться с миром профессий и погрузиться в содержание конкретных профессиональных областей.
Итоги онлайн-диагностики, отметки о посещении практических мероприятий и обратная связь от наставников фиксируются в личных кабинетах участников, формируя цифровое портфолио. Цифровое портфолио дает возможность увидеть, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку, определить его уровень владения значимыми навыками.
По итогам прохождения всех этапов тестирования и практических мероприятий участник получит рекомендации по построению индивидуального учебного плана. В личном кабинете, исходя из интересов ребенка, будет сформирован перечень доступных в регионе мероприятий, курсов, кружков и иных возможностей по развитию навыков и компетенций.
Основным условием участия школьников в проекте является обучение в 6−11-х классах общеобразовательных организаций.
На сегодняшний день в Смоленской области Региональным сетевым ресурсным центром профессиональной ориентации и жизненной навигации ведётся комплексная подготовительная работа по «запуску» этапа тестирования школьников, запланированного на июль-август этого года.